Алгоритм действий, необходимый для успешного оснащения автомобиля оборудованием ЭРА-ГЛОНАСС

  1. Определение типа комплектующих
  2. Выбор поставщика
  3. Технический анализ совместимости
  4. Тестовая установка на опытный образец
  5. Сертификационные испытания опытного образца
  6. Задачи при производстве
  7. Особенности послепродажного сопровождения автомобилей, оснащенных оборудованием ЭРА-ГЛОНАСС
  8. Внесение изменений в конструкцию
  9. Наши услуги

В данной статье мы поделимся с Вами практическим опытом, полученным нашими специалистами при внедрении компонентов ЭРА-ГЛОНАСС в конструкцию автомобилей разных категорий, изначально не предполагающую оснащения оборудованием экстренного вызова. Описан процесс и нюансы взаимодействия автопроизводителя, поставщиков оборудования и контролирующих органов.

 

  1. Определение типа комплектующих. Для автомобилей разных категорий предназначены два основных типа оборудования ЭРА-ГЛОНАСС: устройство экстренного вызова (в дальнейшем УЭВ) и система экстренного вызова (в дальнейшем СЭВ). УЭВ предполагает совершение экстренного вызова по команде оператора или автоматически в случае опрокидывания и предназначено для автомобилей категорий M2, M3, N2, N3, а также для автомобилей категории M1, которые не подлежат испытаниям по Правилам ООН 94 и 95, и категории N1, которые не подлежат испытаниям по Правилам ООН 95. Для всех остальных автомобилей категорий M1 и N1 предназначена СЭВ. Если Ваш легковой автомобиль имеет полную массу более 2.5 тонны и расположение точки R всех сидений выше 700 мм над поверхностью дороги (в самом нижнем положении сидений), то его надлежит оснащать УЭВ (в первом приближении этому критерию соответствуют большие джипы, необходим анализ технической документации). СЭВ выполняет все те же функции, что и УЭВ, но дополнительно имеет возможность посылать экстренный вызов автоматически при аварии. При этом конструктивно УЭВ и СЭВ могут быть реализованы на универсальных комплектующих (большинство поставщиков оборудования ЭРА-ГЛОНАСС обеспечивает максимальную унификацию своей продукции), а отличие заключается в программном обеспечении. На данном этапе Вам должно быть с высокой вероятностью понятно, какой тип оборудования необходимо использовать – УЭВ или СЭВ.
  2. Выбор поставщика. Ограничения, накладываемые на поставщика оборудования, определяются исключительно возможностью производства с заданными техническими требованиями. Иными словами, можно выбрать внешнего поставщика, специализирующегося на производстве оборудования данного типа, или разработать оборудование самостоятельно. Внешний поставщик предоставляет завершенное техническое изделие, что экономит время на проектирование и, в большинстве случаев, на сертификационные испытания самого оборудования. Самостоятельная разработка позволяет более гармонично интегрировать оборудование в интерьер автомобиля. Необходимо отметить, что большинство компонентов оборудования устанавливается скрыто и только управляющий интерфейс (в дальнейшем УИ, как правило, объединяет в себе панель управления и микрофон) необходимо размещать в прямой видимости водителя и переднего пассажира, что подразумевает изменения в дизайне интерьера. Промежуточным решением является использование переходных рамок, позволяющих вписать стандартный УИ в интерьер различных автомобилей. На данном этапе Вам необходимо сформировать представление о том, идет ли речь о перспективной разработке или о максимально быстром выходе завершенной модели на рынок. Самостоятельно разрабатывать компоненты ЭРА-ГЛОНАСС имеет смысл для новых моделей автомобилей, на этапе проектирования. Во всех остальных случаях целесообразно использовать оборудование внешних поставщиков.
  3. Технический анализ совместимости. В зависимости от возможностей оборудования, определение аварийной ситуации может быть реализовано на основе встроенных функций или внешних сигналов. В первом случае интеграция в электрические схемы автомобиля минимальна (используется питание, сигнал зажигания, выключение звука бортовой аудиосистемы и питание подсветки для УИ, в зависимости от возможностей оборудования может быть реализовано подключение по CAN-шине). Во втором случае дополнительно используются сигналы от бортовых блоков определения аварийной ситуации (как правило, блок управления подушками безопасности). Блоки, входящие в состав оборудования ЭРА-ГЛОНАСС, необходимо размещать в различных точках салона автомобиля (определяется функциональными требованиями), поэтому необходимо определить места скрытой установки и прокладки электрических кабелей оборудования. На данном этапе Вам необходимо обратиться за консультацией к специалистам нашей компании.
  4. Тестовая установка на опытный образец. Возможно одновременное выполнение этапов 3 и 4. Проводится монтаж компонентов оборудования на опытном образце автомобиля. Для всех компонентов существуют рекомендации по выбору мест размещения. Основные параметры установки фиксируются при сертификационных испытаниях и не подлежат изменению, поэтому важно максимально точно смоделировать установку в соответствии с возможностями конвейерной сборки. Параметры фиксируются вплоть до типа крепежа, однако некоторые технологические изменения могут оставаться в рамках зафиксированных параметров (необходима консультация специалистов). Ориентация блоков также имеет важное значение, поэтому необходимо уже на этом этапе оптимизировать прокладку и длину электрических кабелей (кабели нестандартной длины могут быть дороже в производстве). К установке антенн предъявляются типовые требования по обеспечению высокого уровня сигнала. Специального инструмента для монтажа не требуется, поэтому основная задача сводится к выбору мест установки и оптимизации технологических операций для массового производства. Необходимо согласование с инженерной службой автопроизводителя. В финале тестовой установки программируется блок управления оборудованием (задаются ключевые признаки автомобиля и некоторые параметры установки), производится диагностика исправности и готовности к работе.
  5. Сертификационные испытания опытного образца. Оборудование ЭРА-ГЛОНАСС подлежит обязательной сертификации в качестве компонентов и в составе автомобиля. В этом разделе мы пропустим подробности сертификации компонентов (ориентировочное время на завершение цикла испытаний компонентов 1 год, стоимость от 200 тысяч Евро, однако большинство поставщиков уже завершили этот цикл испытаний) и сфокусируемся на проблемах испытания автомобиля, оснащенного оборудованием ЭРА-ГЛОНАСС. В настоящее время УЭВ в составе автомобиля подлежит 3 видам испытаний, СЭВ – 4. Для УЭВ обязательными являются: акустический тест (прохождение зависит от соблюдения рекомендаций монтажа), функциональный тест (по ТР ТС 018/2011, проверяется выполнение передачи минимального набора данных, далее – МНД, при нажатии кнопки экстренного вызова), испытание на опрокидывание (проверяется автоматическая передача данных при перевороте автомобиля, в некоторых случаях допускается имитация опрокидывания на стенде, без разрушения опытного образца). Для СЭВ необходимо проводить: акустический тест (см. УЭВ), краш-тест по методике Правил ООН 94 (проверяется автоматическая передача данных при фронтальном краш-тесте, разрушение опытного образца), краш-тест по методике Правил ООН 95 (проверяется автоматическая передача данных при боковом краш-тесте, разрушение опытного образца), испытание на опрокидывание (см. УЭВ). Таким образом, в лучшем случае испытание УЭВ позволит обойтись без разрушения опытного образца (в худшем – разрушение одного образца при опрокидывании), испытание СЭВ в лучшем случае позволит обойтись двумя образцами (разрушение по Правилам ООН 94 и 95 и имитация опрокидывания на стенде), а в худшем – потребует разрушения трех образцов. Испытания требует специального оборудования и проводится в нескольких аккредитованных лабораториях, что в некоторых случаях увеличивает срок ожидания в очереди. Однако своевременное планирование на этапах 3 и 4 позволяет оптимизировать сроки.
  6. Задачи при производстве. После завершения полного цикла испытаний можно приступать к конвейерному монтажу оборудования на автомобили. Такая последовательность действий определяется возможной коррекцией мест расположения компонентов по результатам испытаний. Необходимо обучить персонал особенностям монтажа оборудования и требованиям по условиям транспортировки и хранения. После успешного монтажа оборудования на конвейере необходимо выполнить следующие операции: программирование блока управления (выполняется специалистами завода при помощи специального программного обеспечения, либо поставщиком оборудования при согласовании данных с автопроизводителем), тестирование работоспособности, передача данных в систему ЭРА-ГЛОНАСС (в случае производства за пределами Российской Федерации данные передаются Федеральной Таможенной службой при ввозе и совершении таможенных действий).
  7. Особенности послепродажного сопровождения автомобилей, оснащенных оборудованием ЭРА-ГЛОНАСС. Любой компонент автомобиля подлежит гарантийному сопровождению. В случае использования оборудования внешнего поставщика необходимо четко разграничить гарантийные полномочия и определить схему взаимодействия при реализации гарантийной политики. Также необходимо разработать сервисные инструкции для дилерских и сервисных станций, провести обучение персонала до начала продаж автомобилей. Необходимо понимать, что оборудование ЭРА-ГЛОНАСС может быть незнакомым для потребителя, помнить о необходимости строгого соблюдения правил использования оборудования (например, запрещено использовать кнопку экстренного вызова без необходимости). Главной задачей является обучение всех участников процесса эксплуатации правам и обязанностям сторон. В отличие от прочих компонентов автомобиля, оборудование ЭРА-ГЛОНАСС является частью Государственной автоматизированной информационной системы «ЭРА-ГЛОНАСС», поэтому требует неукоснительного соблюдения Правил эксплуатации. Задачей производителя является максимальное обеспечение возможностей выполнения потребителем этих Правил.
  8. Внесение изменений в конструкцию. Важно помнить, что сертификационные процедуры требуют значительных финансовых и временных затрат, поэтому следует оптимизировать производственные планы. В исключительных случаях требуется внесение корректировок после завершения сертификационных испытаний. При смене поставщика оборудования или значительном изменении конструкции автомобиля весь цикл испытаний необходимо проходить заново. По возможности распространения результатов испытаний на другие модификации необходимо получить консультацию специалистов.
  9. Наша компания предлагает услуги по подготовке и проведению сертификационных испытаний, проводит консультации и сопровождение на всех вышеперечисленных этапах.